Проповеди

001Неделя  29 – я по Пятидесятнице

(Лк 14: 16-24)

 Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

 Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 Сегодня в евангельском чтении мы вспоминаем  притчу о том, что один господин собрал пир и позвал на этот пир своих близких, родных, дорогих людей. И в этой притче все один за другим отказываются со страшными для современного христианина словами: «Имей мя отречена», - говорит каждый из них. Один говорит: «Я купил поле и именно сейчас иду смотреть его, имей мя отречена», а другой говорит: «Я купил  пять пар волов и именно сейчас иду их искусить, имей мя отречена»,  третий говорит: «Я сегодня женился, имей мя отречена».

26 сентября 2010 г.

Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры, поздравляю с воскресным днем. И этим воскресным днем Святая Церковь наставляет нас Евангельским чтением о бесноватом, о том человеке, который многие месяцы беснуется как свидетельствует отец и бросается то в огонь, то в воду, и т.о., поведение его ни нормальным, ни даже безопасным назвать невозможно. И вот просил отец изгнать беса, очистить сына своего учеником, но они не могли этого сделать. Господь говорит сегодня, изгоняя беса, что род сей лукавый изгоняется молитвою и постом. К сожалению, человеческий род подвержен этому бесовскому влиянию, а сам человек, как свидетельствует сегодня Господь, лукав и невоздержан и, таким образом, «доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас». Тем самым Господь удручен тем, что человечество тянется более к служению вражеским, лукавым, дьявольским и бесовским силам, нежели служению Богу Единому и получению от Него благодати жизни. Действительно, зло в нашем мире всегда обёрнуто в очень красивую упаковку. Если бы это было не так, то, козни врага рода человеческого были бы очевидны и мы, конечно бы не были так падки на всё это. А так как человек заражён грехом, так как человек преисполнен страстями и порками, то человеку кажется, что служение страстям собственным – это и есть благо, норма и цель жизни. Чтобы страсти не беспокоили нас – их нужно полнее удовлетворять. И вот человечество лукавое считает (почему нас Господь упрекает?) что служение этим страстям есть норма. Именно для этого человек просит у Бога богатство – чтобы служить своим страстям, просит какого-то досуга, свободного времени, для этого просит сил, для этого просит у Бога каких-то материальных средств, здоровья, в конце концов, - чтобы служить своим страстям. Точно также и в болезнях бывает – человек десятки лет болеет и всё просит у Господа: «Дай мне, Господи, здоровья». Как только даст ему Бог здоровья, так сразу что видит Отец наш Небесный? Человек принялся за всё прежнее. Вот как он в страстях, беззакониях и пороках жил, так он и продолжает жить. Конечно, сам-то больной уверял Бога: «Нет, только хорошего хочу, дай мне только здоровья». На практике всё будет совершенно наоборот. На словах-то да, мы Бога и себя убеждали, чтобы сделал нам как я хочу. Как даст нам Господь свободного времени, так мы убиваем его по страстям, порокам и беззакониям, в лучшем случае в безделии и в ничегонеделании. Как даст нам Господь сил, так ведь мы экономим свои силы, мы боимся остановку пройти без автобуса, лучше проедем, а вдруг мы устанем? Мы же не удовлетворим свои страсти, мы же не развлечёмся как нам хотелось бы, мы же не сможем сделать что хотели бы, а вынуждены будем усталые отдыхать. Поэтому на практике видит Господь всё наше лукавство, всю нашу ложь. А между тем дух сей изгоняется молитвою и воздержанием. К такой молитве, дорогие мои, мы не просто должны прибегать время от времени, а полюбить её надо. Ведь человек молится кое-как и отводит своей молитве самое ненужное время. «Когда ж мне молиться, если я устала? А когда ж мне и как мне молиться когда у меня времени нет, да и как мне молиться, когда спать пора, завтра рано вставать?» Нам некогда молиться вообще. С утра нам некогда – нам нужно «шапку в охапку» и сразу бежать, днём нам некогда – у нас дел полно, проблемы сыпятся как из «рога изобилия», вечером нам некогда , потому что мы уже устали, тоже некогда. И воздержание – это, конечно же, требует от нас сил и веры, целеустремлённости; так что же нам перенапрягаться, зачем же нам, милых, дорогих себя утруждать. Уж лучше мы не будем воздерживаться и скажем, что так, мол, мы вынуждены были сделать: такая у нас семья, такое здоровье, такие у нас обстоятельства, такая работа, такие внешние дела и т.д. И вот в конечном итоге получается, что живём мы поклоняясь врагу рода человеческого, служим ему с утра и до ночи и каждый день и вместе с тем ещё и хотим от Бога каких-то даров получить. Для чего? А для того, чтобы и дальше так же спокойно служить врагу рода человеческого. Вот почему Господь упрекает нас в лукавстве. Может есть преувеличение, но думаю не большое. Сегодня каждому из нас в своём доме, в своём месте, на своём положении нужно это лукавство увидеть. Для этого потребуется мужество, ибо мужства-то у нас как раз нет, мы привыкли оправдывать себя – это стало стойкой привычкой; потребуется мужество, терпение, мудрость, т.е.страх Божий потребуется, которого у нас, к сожалению, нет; любовь ко Господу, соединённая со страхом Божиим – самые лучшие человеческие качества. И вот чтобы увидеть себя в зеркале, оказывается, нужны будут какие-то первоначальные христианские добродетели, но увидев себя и ужаснувшись от своего лукавства, от греха, беззакония и пороков, конечно же, дорогие мои, нельзя впадать в уныние. Необходимо научиться прощать близких своих, благодарить Бога и, конечно, прикладывать силы для исправления своей жизни и самого себя. От всей души желаю доброго здравия всем нам, помощи Божией, радости светлой.

 

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

Введение во храм Пресвятой Богородицы – это тот день, когда Пресвятая Владычица по обещанию Ея родителей была приведена в Храм Иерусалимский. Она входит в храм, чтобы Самой стать храмом Божиего Сына – Господа Иисуса Христа, т. е. храм входит в храм. Человекотворный храм, Иерусалимский, был велик, гораздо больше нашей церкви - это было одно из чудес света. Тем не менее, Тот, кто входит в этот храм неизмеримо больше. В этом тайна домостроительства Господня - Великое входит в малое, Вечное входит во временное, потому что Превятая Богородица - предвечное вместилище Сына Божиего.

Неделя 25 – я по Пятидесятнице

Лк 66 зач., 12 гл., 16-21 стих

Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем притчу Господа Иисуса Христа о том, как благосостояние, богатство, деньги ослепляют душу, сердце и очи человека. Именно об этом идет речь в предложенной притче, - не о том, что богатство само по себе плохо. Господь послал великий урожай человеку. Но как реагирует человек на это посланное Богом великое благосостояние? Настолько непотребно и не благочестиво, что Господь напоминает ему, что «сегодня душу твою возьмут». Как реагирует человек на этот великий урожай? Он говорит о том, что сломает старые житницы и пострит новые амбары. В этом ничего плохого нет - приходит время, когда старое приходится заменять на новое. Но за этим следует страшная фраза: «И скажу душе моей ешь, пей, веселись, много добра у тебя лежит на многие годы». Таким образом человек отделяет себя от благодати Божией - этой душевной слепотой и следующей за ней беспечностью, бездельем, а то и развлечением и веселием.

Значит ли это, что люди ХХI века также реагируют, как и этот богач? – Нет. Современный человек хитер, лукав и лжив. Он напрямую этих слов себе не говорит: ешь, пей, веселись, ходи на дискотеки, тусовки и тому подобное. Но говорит: «у меня есть ум, разум, смекалка, связи», - то есть, устроюсь в этом мире не хуже других. Человек так думает внутри себя. И Бог видит, что человек так и действует. Это сегодня и является погибельным для нас с вами. И нам может угобзится урожай, будет какая-нибудь удача, доходы, наследство, благосостояние, и ослепленность этим. Видя это, Господь очень часто нам напоминает о том, что ты - безумец, душу твою сегодня возьмут, и что ты возьмешь с собой в мир иной? - Ничего с собой не возьмешь! Что и кому все достанется?». Иными словами, современная действительность не похожа на притчевую. То, на что мы надеемся: знакомства, родительскую помощь, наследство, деньги и т.д. – это не урожай в поле, но беспечность та же, что и две тысячи лет назад.

Поэтому каждый из нас, всматриваясь в себя, в свою жизнь, в свои обстоятельства, пусть спросит себя: «А не действую ли я, как этот безумный, ослепленный богач?». Чтобы не случилось подобного, чтобы Богу не пришлось нам напоминать о нашей бренности, придем в сознание и разум.

 

 

В своём слове на евангельское чтение настоятель храма сказал, в частности, о том, что всех нас, как людей греха тянет строить свои взаимоотношения с людьми и даже с Богом на языческом принципе: ты – мне, я – тебе. С одной стороны, сложно оторваться от мелкой корысти в своих делах, а с другой стороны, мы уже считаем это нормой жизни, когда добром пытаемся купить любовь и добрые чувства своих близких.

Господь Иисус Христос призывает нас подняться над язычеством и жить по принципу любви – как жертвенном служении. Для этого придётся безусловно прощать, пожертвовать своими планами, волей, удобством и комфортом, силами и временем и ещё много чем. Только тогда мы стремимся к совершенству и награда наша велика у Отца Небесного.

 27 сентября 2010 г.

 Первые христиане крест очень редко изображали в своих катакомбах или кубикулах, где они служили, потому что в основном христиане были из язычников, т.е. это римляне, греки, - те, кто населяли вселенную, ойкумену в те времена, Римскую империю. И для них крест был непреодолимой страшной позорной вещью, поэтому когда мы сегодня спускаемся в древние римские катакомбы, то видим, что христиане изображали пастыря с овечкой, рыбку, корзину с виноградом или птицу, возрождающуюся из пепла, павлина иногда, но никогда не изображали креста. Несколько позже в сознании христиан позорное орудие смерти стало орудием нашего с вами спасения из тьмы греха, т.е. это дерево. Не случайно вы иногда слышите: «Животворящее древо Креста», т.е. дерево, а дерево славно плодом. В чём польза дерева? Не просто в красоте - такое дерево декоративное, не имеет другой пользы для человека. А вот если дерево приносит плод, тогда понятно, что это дерево особенное. Так каким же плодом было это древо? Почему его называют Животворящим? Хотя, по сути говоря, его срубили, оно, по сути говоря, мёртвое. Так нет, вот это дерево Креста приносит нам плод, ибо на нём повешен Спаситель мира - Тот, Который жизнь Свою отдаёт во искупление грехов человеческого рода. И от этого плода мы вкушаем каждый раз, когда причащаемся Тела и Крови Христовой, т.е. приобщаемся жизни, ибо в ней, Чаше - жизнь наша находится. Поклоняясь перед этим Животворящим Древом, конечно же, дорогие мои, мы должны помнить простую вещь, что мы с вами осуждены каждый по грехам нашим пронести свой крест. «Блажен тот, кто возьмёт крест свой и следует за Мной». Что это означает – нести крест? Никто ещё не срубил деревянного креста, который мы с вами носим, но по крайней мере, мы носим маленький крестик, т.е. знамение Спасения нашего. Те, кто отказывается от внешнего почитания креста, конечно же не могут и почитать его в своей жизни. Так вот в своей жизни мы почитаем Крест Господень как сумму слагаемых судьбы, обстоятельств жизни нашей, которые попускает Господь, в них включаются скорби, вразумления человека. У Бога нет ошибки по отношению к каждому из нас и всем вместе взятым. Господь благословляет и попускает нам такие события, которые могут быть для нас крайне неприятными, но они таковы, чтобы в них отразить как в зеркале нам самих себя. Нужно помнить, что с нами в жизни ничего не происходит случайного. Человек случайно сел не на тот автобус, случайно сел на тот поезд, который разбился или случайно сел на самолёт, который разбился или случайно вошёл в какое-то место, где пожар или ещё какие-то неприятности. Это человек случайно сделал. У Бога в отношении того человека никаких случайностей нет! Поэтому надо воспринимать все обстоятельства нашей с вами жизни, судьбы как благословение и попущение Божие. Всё вместе – это и есть тот крест, который предполагается каждый из нас будет также с любовью принимать. В силу этого поклонение Кресту неминуемо обращает каждого на самого себя. Спросим себя: «А как мы относимся к своим собственным обстоятельствам жизни?» И очень часто, к сожалению, сами себя зря мучаем. Потому что нет, наверное, ни одного человека греховного, который был бы полностью доволен своей судьбой, своей жизнью, своим крестом. Нам всё время что-то не нравится. А наши соотечественники постсоветские или русские – они вообще всё время ноющие люди, всё время нашим людям что-то не нравится: то правительство в Кремле плохое, здесь правительство в Питере плохое, здесь погода плохая – то слишком жарко, то слишком холодно, то много дождя, то засуха. Т.е. наши с вами соотечественники всегда привыкли ныть, всё время привыкли плакать, всё время привыкли что-то осуждать, возмущаться. Почему? Потому что, наверное, русский человек привык сравнивать свою жизнь с каким-то раем, с каким-то градом Китежем затонувшим, т.е. с какой-то прекрасной действительностью. Но, однако, наша действительность – серая, будничная никак не дотягивает до мечты. Так вот, какая бы у нас ни была мечта, дорогие мои, не нужно ею настолько увлекаться, чтобы забывать о благодарности Богу. Вот мы и возблагодарим за тот крест, который мы с вами несём. Очевидно, что Господь даёт нам всё по силам – каждому свой крест. С благодарением сегодня целуем Крест Господень и просим у Бога помощи, сил, мужества, терпения, великодушия, чтобы понести его. Ведь, обратите внимание, спасается человек не одним днём – всю жизнь нам придётся потрудиться и послужить. И на это нужно рассчитывать, что всю свою жизнь мы будем нести этот Крест и возрастать в духе. С праздником всех. Аминь.

 

21 сентября 2010 г.

Всех Вас, возлюбленные о Господе братия и сестры поздравляю с первым великим двунадесятым праздником года церковного (церковный год по своему индикту начинается с 14 сентября). Этот праздник не случайно посвящён Богородице – Виновнице человеческого спасения. Чудным образом, сверхъестественным образом происходит Ея Рождество. Заматарелые, престарелые родители Иоаким и Анна, которые неоднократно подвергались позору, унижению в израильском обществе, потому что не имели детей.

28 августа 2010 г.

Праздник Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это событие церковного года. Он собирает под сводами храмов великое количество молящихся людей, но если задуматься над тем, в чем же здесь, собственно говоря, праздник, то мы не сразу найдём ответ. Как это может быть – смерть – праздник?

19 августа 2010 г.

Господь Преобразился пред избранными тремя своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Эти три были способны вместить, а самое главное сохранить эту великую тайну Троицы, увидеть великую славу Сына Божьего, преобразившегося таким образом, что нельзя было смотреть на Него человеческими очами. До этого в Священном Писании были явления славы Божией Илие пророку, о чём вчера читалось на паремии и Моисею пророку.

8 августа 2010 г.

Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры поздравляю с воскресным днём! Сегодня Святая Церковь предлагает нам для назидания Евангельское чтение, сюжет которого достаточно прост, даже по-детски прост – «Царствие Небесное подобится царю, который вызвал своего давнего должника, - говорит Господь притчу - и заставляет его расплатиться со своим давним долгом».