Проповеди

001Неделя  29 – я по Пятидесятнице

(Лк 14: 16-24)

 Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

 Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 Сегодня в евангельском чтении мы вспоминаем  притчу о том, что один господин собрал пир и позвал на этот пир своих близких, родных, дорогих людей. И в этой притче все один за другим отказываются со страшными для современного христианина словами: «Имей мя отречена», - говорит каждый из них. Один говорит: «Я купил поле и именно сейчас иду смотреть его, имей мя отречена», а другой говорит: «Я купил  пять пар волов и именно сейчас иду их искусить, имей мя отречена»,  третий говорит: «Я сегодня женился, имей мя отречена».

Господь наш Иисус Христос поставляет под этим господином, устроившим пир Отца своего Владыку Неба и земли и то Царство, которое унаследовано нами по Его замыслу от сложения мира. Он указывает на иудеев и на нас с вами, что мы отказываемся от этого наследства, причем причины наши совершенно неудовлетворительные, потому что Господь в этой притче оповестил все заранее, поэтому никаких причин, чтобы иметь нас отреченными от самой жизни нет. Что значит: имей мя отречена?  Это значит, что я навсегда для Тебя чужой.

Многие из нас выросли в не религиозных семьях, не получили благочестивого воспитания и образования, а часто не получили даже простых нравственных наставлений. И всю свою жизнь ссылаются на эти обстоятельства. Человек считает, что если родители ему что-то не подсказали, а в школе не научили, а на улице или в подворотне его сверстники были другого мнения, то это и есть причина того, чтобы ходить по периметру храма и изредка заходить в него, поставить свечку. Этим и ограничивать свое отношение с Богом.

В сегодняшней притче Господь говорит нам, что если не научили, так сам научись, если не подсказали, так прочитай сам, не знаешь, спроси людей понимающих. Употреби усилие своего разума и сознания, которое очень хорошо употребляешь в каких-нибудь других сферах. А здесь нам кажется, что мы что-то понять не можем, хотя ясно, что Бог не разумом, а сердцем познается.

Как только приходят обстоятельства, призывающих нас на этот пир к Богу обратится,  приходят болезни, скорбь, потеря близких, работы, одиночество, бедность, и человек обнаруживает себя в рамках тех обстоятельств, когда ему нужно что-то делать.  И он пытается совместить свой приход к Богу со всеми этими прочим делами, которые он делал до сих пор: Церковь и работа, Церковь и семья, Церковь и творчество, Церковь и друзья, Церковь и спорт и прочие заботы. И соединяя это, можно сказать, что как только Господь позовет нас, мы окажемся заняты. Он и до этого нам звонил, но только слышал короткие гудки – занято: «Нам не до Тебя Господи, у нас другие очень важные дела». И так живет человечество в течение тысячелетий. Избранных единицы. От чего зависит это избранничество? Только от нас. Много званых, но мало избранных. Он послал своих рабов на все дороги, обочины и стогны собирать слепых, больных, чающих выздоровления, бедных, несчастных, то есть всех- и наполнить свой пир.  Мы точно призваны к этому, но окажемся ли мы среди избранных, это зависит от нас.

Поэтому, сегодня, в преддверии праздника Рождества Христова, это избранничество необходимо засвидетельствовать тем, что Бог у нас должен быть на первом месте. Но если Он у нас не на первом месте, то тогда в самый ответственный момент мы окажемся Ему посторонними, отреченными.