Проповеди

8 августа 2010 г.

Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры поздравляю с воскресным днём! Сегодня Святая Церковь предлагает нам для назидания Евангельское чтение, сюжет которого достаточно прост, даже по-детски прост – «Царствие Небесное подобится царю, который вызвал своего давнего должника, - говорит Господь притчу - и заставляет его расплатиться со своим давним долгом».

А долг этот был весьма велик - в притче Господь называет тьму талантов. Это очень большое состояние. Должник рассчитаться не может. Тогда господин велит продать его и жену. и детей, для того, чтобы восполнить этот долг. Но когда должник взмолился, о том, чтобы пожалел его господин, то получает эту милость и, более того, господин оставляет ему этот долг. В свою же очередь, выходя на улицу, тут же находит своего товарища, который должен ему 100 динариев, совершенно незначительную плату и сажает его в тюрьму, пока не отдаст долг. Кажется, совершенно не похожая ни на что ситуация - как может быть человек, который только что испытал великую радость быть прощённым, тут же являет жестокость и немилосердие. Оказывается, дорогие мои, это не просто абстрактная невиданная ситуация, а это в точности человеческая жизнь. По такой схеме живут практически все без исключения люди. Ибо Бог, который даёт нам великий дар жизни, оказывается, даёт нам его в долг, потому что во-первых, отплатить чем-либо мы изначально Ему не можем, а послужить Ему своими же собственными от Него полученными талантами, силами этой жизни, своими благочестием, благоговением, молитвой не торопимся. Служим себе. Удивительно, но, оказывается, картина жизни человечества именно такова, как её нарисовал Господь наш Иисус Христос в этой притче. Не умея и не желая отдать свои долги Владыке жизни мы давим и тесним своих собственных обидчиков, тем, кто «должен» нам оказался, обидив словом, делом, своим поведением, деянием, обидев нас или оскорбив нас, или не почитая нас, или, может быть, попихивая и поталкивая нас, или может быть не дав положенное заслуженное, как мы считали. Обижаемся на всякую несправедливость. Это греховный обычай человеческой жизни – справедливо для нас то, что мне приятно, мне комфортно, мне благодатно, т.е. в моём кармане забренчит и зазвенит – вот это всё будет справедливо. Всё, что не удобно, не выгодно – это всё не справедливо. Никто за собой этого не замечает и не признаётся. Поэтому обидеть нас не сложно, мы обижаемся практически на всё – и по делу, и не по делу, любой косой взгляд мы очень обидчиво воспринимаем, ещё даже не зная, что подумал сам человек и насколько это серьёзно. Обиженным жить выгодно. Показать свою обиду – это всегда бывает перспективно, т.е. за ликвидацию этой обиды можно потребовать возвращения долга от своих близких: «Ты меня обидела, поэтому теперь вдвойне хорошо ко мне относись, помучайся, загладь свою вину, поэтому улыбайся мне теперь всегда, поэтому всегда слушай как я тебе говорю, исполняй мою волю, а не свою и тому подобное. Вот как человечество торопится обижаться и тропится взыскать долг со своих обидчиков, забывая о самом главном – о том, что Владыке жизни, Господину нашего живота отдать долг мы не можем и не хотим и не желаем. В жизни каждого из нас складывается ситуация, когда мы имея неисчислимые долги перед Богом, давим своих близких, чтобы они отдавали нам свою мелочь, чтобы они нам улыбались, чтобы они исполняли нашу волю, не рушили наши планы, чтобы они не приносили нам проблем, особенно близкие – мы очень многого от них хотим. Эта ситуация для нас всегда была бы ясна, если бы не одно обстоятельство – это незнание свих собственных грехов. Вот ведь чем мы отличаемся – мы не знаем величину собственного долга и нам кажется, что это такая же чепуха, такие же мелочи, как и те, которые мы требуем от своих друзей, от своих близких. На самом деле это несравнимые величины и для того, чтобы их сопоставить, Господь приводит такие баснословные цифры – тьму талантов - большое достояние за которое можно купить целые селения, деревни, а может и более того, в зависимости где находится. И мелкую сумму, на которую две птицы продают. Почему люди не внимательны к своим грехам? А потому что мы уже давно поработились этим страстям, мы считаем их начальство над нами нормой жизни. Разве мы свободны? Да нет, конечно. Мы живём под мощной властью грехов, пороков, страстей, лжи и беззаконий. Но это считаем нормой, более того, если уж совсем посмотреть в глубь своей души, то откроется чудовищная картина – нам нравится удовлетворять эти страсти, нам очень нравится, что мы болеем этими страстями и пока имеем возможность их удовлетворять. У нас хватает денег, у нас хватает сил, у нас хватает здоровья - у нас всего хватает. Вот когда мы не сможем их удовлетворять, вот тогда наша жизнь «даёт трещину». Не хватит то времени, то денег, то средств, то сил, то старость уже отрежет от нас возможность удовлетворять свои срасти, болезни, одиночество. А пока нам наши грехи нравятся – вот ведь в чём глубинная причина. Мы не считаем их какими-то великими долгами перед Творцом. Ну а не считая, требуем от близких «справедливости», чтобы те вернули нам долги. Вот мы и вскрыли основную причину – эта притча, которая кажется очень рельефно, отчётливо показывает соотношение сил, вообще всё, что происходит в обществе, оказывается, нами-то не узнаваемо. Себя в ней не узнаём, потому что мы с благосклонностью относимся к своим греха. Уж кто-кто должник – это те негодяи, которых сегодня по телевизору показали. Вот это – негодяи, а я–то что? Хороший человек. По большому счёту – никого не убил, никого не ограбил, два-три аборта сделала – всё равно никого не убила, т.е. мне мои грехи нравятся, я спокойна за них а если тебе не нравятся - не смотри. Поэтому я и Богу докажу, что мои грехи – мелочь, на которую внимания обращать не надо. Ну уж поэтому требовать со своих друзей я имею полное право. Таким образом, дорогие мои, ясное и понятное обращение Бога к нам таким ответом извращается, даже становится совершенно чужим, не по адресу, ко мне не имеющим ни малейшего отношения. Поэтому 2 тысячи лет христиане читают эту притчу и не для всех она становится руководством к действию, в дерзком ответе на неё не признавая себя немилосердным должником. Сегодня, дорогие мои, есть ещё одна возможность у нас, для того, чтобы увидеть самого себя в этой притче, увидеть себя перед лицом этого Господина, Творца, т.е. Бога. Увидеть тьму своих талантов и беззаконий и оставить в покое своих друзей, близких и приятелей. Уж как мы будем просить Бога о прощении своих тьмы талантов – это уже вопрос всей жизни. Так хоть ныне оставь в покое своих близких, отпусти им грехи и слабости. Да сохранит вас всех Господь, дорогие мои, и Матерь Божия! Аминь.