Проповеди

19 августа 2010 г.

Господь Преобразился пред избранными тремя своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Эти три были способны вместить, а самое главное сохранить эту великую тайну Троицы, увидеть великую славу Сына Божьего, преобразившегося таким образом, что нельзя было смотреть на Него человеческими очами. До этого в Священном Писании были явления славы Божией Илие пророку, о чём вчера читалось на паремии и Моисею пророку.

Когда Господь являлся им в своей силе и славе, свет этот отображался на пророках так, что когда они подходили к людям, люди не смогли смотреть на лица Моисея и Илии. Именно поэтому эти два пророка присутствуют на горе Фаворстей. Именно они рядом со Христом беседуют с ним о исходе Его. Господь являет свою силу для того, во-первых, чтобы показать что Он имеет два естества – человеческое, которое видели апостолы каждый день, потому что Господь по человеческой своей природе был точно также подвержен всем законам земной человеческой природы. Он точно также вкушал перед ними пищу, Он точно так же мёрз как и все – Ему было холодно. Точно так же было жарко как всем, точно так же жаждал как и все, точно также алкал как и все, точно так же терпел лишения. Но Божественную природу Его угадывали в его чудесах, тогда когда Господь совершал великие знамения, тогда когда Господь исцелял больных, воскрешал мёртвых, усмирял бурю, насыщал пятью хлебами. Особое величественное событие было перед Петром, Иоанном, Иаковом, когда они увидели Свет Божий. Сразу почувствовали что это Свет не солнечный, это Свет не какого-либо огня – это Свет Божественный и настолько были поражены этим явлением, что лишились дара речи и говорят одно только, что «добро нам здесь быть», т.е. прекрасно здесь пребывать – вот оно ощущение человеческого счастья, где отходят на второй план всякие заботы, всякие проблемы, все страдания, нужды. «Давайте здесь останемся навсегда», - говорит Пётр, выражая, может быть, настроения двух других учеников и нам это по-человечески понятно. Второе, для чего Господь Преображается пред учениками, - чтобы они помнили когда придёт время страданий Христовых, что Он идёт на них добровольно, что Он в Своём Божественном величии не нуждался в этих страданиях и мог, естественно, их избежать. Но Он идёт для того, чтобы искупить человеческий род по замыслу и воле Отца. Преображение человеческой души – это задача всей человеческой жизни – преобразить свою плоть и свою душу, измениться, божественному образу уподобиться, потому что чаще всего мы порабощаемся греху, собирая греховные свойства от всех своих предков - отца, матери, бабушки, дедушки. Иногда смотрят родные на человека и диву даются – это ж надо собрать со всех своих сродников все грехи, все привычки. Это «естественный» порядок человеческой греховной жизни, а благодатный порядок человеческой жизни – преобразить все эти свойства, воспитать добродетели. Генетика, которую мы получили от отца с матерью не должна остаться такой же как была, она должна стать преображённой и для этого тебе отпущена жизнь. К сожалению, задача эта не всегда бывает ясна, осознана, не всегда становится правилом жизни человека. Часто живёт человек не задумываясь о конечной цели своей христианской жизни, своего подвига и эта задача не выполняется. Какими бы мы недостатками не владели, какие бы свойства дурные греховные не были присущи нашей человеческой природе часто от рождения – наша задача просветлить всё это, преобразить всё это – вот тогда жизнь свою мы проживаем не зря. Поэтому от этого единственного в году праздника Преображения, дорогие мои, сделаем шаг к исполнению всего нашего предназначения. Очень часто люди помышляют в замешательстве: «В чём моё назначение? Да я талантами обладаю, может быть предназначение - явить эти таланты миру?». Чуть ли не Бога этот человек сейчас поразить своими талантами хочет - как он умеет петь, как он умеет рисовать, ещё какие-то дарования. Сейчас Бог удивится, от того какие мы талантливые! Не находя ответа сам человек живёт по инерции. В том предназначение, чтобы преобразить свою греховную плоть и кровь – вот главное предназначение, и уж если дальше продлить логику мысли, то именно ради этого преображения Господь будет продлевать тебе дни и годы. Если займёшься чем-нибудь другим, не связанным с преображением своего естества, то, увы, жизнь Господь может закончить очень быстро, потому что не тем ты занялся, самого главного не делаешь. Так великий праздник Преображения становится вектором и смыслом всей жизни в целом - таково и значение этого праздника. Но а те плоды овощей и фруктов, которые мы приносим – какая связь со всем этим? Только для того, чтобы благодарность свою явить Богу, поэтому плоды эти приносятся, освящаются и какая-то часть оставляется в храме как благодарность Богу. Это зримая вещь нашего незримого духа благодарности Богу. Поблагодарим Бога и о Его великих дарах, которые мы сегодня получили в таинстве Святаго Покаяния и в Таинстве Причастия. Аминь!