Проповеди

28 августа 2010 г.

Праздник Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это событие церковного года. Он собирает под сводами храмов великое количество молящихся людей, но если задуматься над тем, в чем же здесь, собственно говоря, праздник, то мы не сразу найдём ответ. Как это может быть – смерть – праздник?

Если посмотреть вокруг себя, то мы увидим – люди сторонятся смерти, люди боятся смерти, люди считают, что смерть – это самое страшное что только может ожидать нас в этом мире, но с другой стороны, ведь ни один человек не скажет, что кто-либо будет жить вечно. Каждый из нас и до нас, и те, кто были до нас жили и оставили этот мир, т.е., с одной стороны смерть в глазах человечества – это страшное событие, а с другой стороны это неминуемое событие, потому что греховное человечество на земле пребывать не будет во грехах вечно. Найдётся конечное число, конечный день каждому греховному человеку. Поэтому встаёт вопрос: «А когда же смерть будет для человека праздником?». И вот тут можно вспомнить, что не только сегодня за литургией, а вообще за каждым богослужением Святая Церковь молится о кончине. Оказывается, мы не просто ожидаем своей смерти - каждый своей, а мы молимся о своей кончине, благодатную, мирную, непостыдную кончину у Бога просим и просим добрый ответ на страшном судище Его. Добрая и своевременная кончина является заслугой жизни нашей, заслугой того, что мы в жизни своей сделали. Если мы беспокоились больше всего о временном, то можно быть полностью уверенным в том, что кончина, какая бы она ожиданная и своевременная не была, она подчеркнёт пустоту нашей жизни - человек зря прожил, он нажил только золотые колесницы и высокие замки и больше ничего. Эти замки пойдут с молотка между своими собственными родственниками, между близкими, между «акулами» мира сего, всё равно всё рассыплется в прах. Поэтому это не тот плод, который тем более ожидает Господь. Ему от наших дворцов и замков вообще ничего не надо. Значит, есть нечто другое что должно действительно сделать нашу кончину, с одной стороны, значимой, а с другой стороны – праздником. Это христианские и человеческие добродетели. Только тогда смерть становится праздником, когда с землёй нас уже больше ничего не соединяет. И вот тут никто не скажет, что в 17 лет может быть ожиданная благочестивая кончина. Конечно, это преждевременная кончина, но и они в нашей жизни очень часто встречаются – очень часто родители хоронят своих собственных детей. Но вот тогда, когда уже, действительно, пик жизни пройден, с землей, земному человек должен настолько быть слабо привязан, чтобы дать ответ в любой день своей жизни. Для того, чтобы наша кончина была для нас праздником нужно и каждый день проживать таким образом, чтобы дать ответ за всё то что я сегодня делаю и сказать, что, да, сегодня может оказаться мой последний день, даже для вполне здорового человека – этот день может оказаться последний, очень просто. Откройте газету, включите телевизор и увидите, что для миллионов людей здоровых, краснощёких, которые ожидали каждый день только развлечений, а сей день оказался последним, но уж явно не праздником. Потому что человек был уверен - ещё будет развлекаться много лет, все условия у него к этому созданы. И очень часто, дорогие мои, живём мы совершенно бездумно, не замечая бессмыслицы своей жизни. Если мы не обретём истинного божественного смысла – кончина наша будет обязательно не праздник. Это в любом возрасте будет недоразумение – хоть в семнадцать, хоть в двадцать, хоть в пятьдесят, хоть в восемьдесят, хоть в сто пятьдесят лет. Потому что жизнь человека – пустышка, он не заметил это, прожив много лет на земле. Почему? Потому что много суеты, много забот, много различных пустых дел – и туда надо бежать, и сюда надо бежать. Смысл может найтись только в религиозно-нравственном измерении, только тогда смысл жизни появляется у человека, когда у него есть третья координата, когда он не в плоскости живёт физиологии, не в плоскости стола, а в объёме, т.е. душа его живёт, а пока она мертва, она не питается, не умывается, она вообще не дышит даже, т.е. ходячий труп, о которых говорил Господь: «Оставьте мертвецам хоронить своих мертвецов». Вот, дорогие мои, этот праздник Успения Пречистой Владычицы нашей Богородицы является примером тому, как же нужно прожить свою жизнь, чтобы уйти из неё благочестиво, своевременно, подготовленно, а с другой стороны, чтобы осталась память после ушедшего из этой жизни человека, память добрая. Размышляя об Успении, нужно сказать ещё вот что – если бы у греховного человека не было смерти, то греховная жизнь бы его вообще никогда не имела смысла, т.е. она не имела бы критерия оценки, каковым является смерть. Мы с вами видим на одре смертном Пречистую Владычицу Богородицу, не забудем посмотреть и на икону, которая здесь же находится. И там вы увидите, что у одра отрубленные руки есть. Почему? А это потому, что люди неблагочестивые пытались осквернить мерзостью Пречистый одр Божией Матери, т.е. нести его нечистыми, лживыми руками и Господь невидимым мечом отсекает эти руки, которые посмели прикоснуться к Пречистому одру Божией Матери. Так вот, дорогие мои, постараемся же мы так сегодня подойти к плащанице, чтобы не удостоится такого же самого, чтобы Господь отсёк нам руки или язык, т.е. благочестиво, с мирным сердцем, простив всех своих близких и дальних, домочадцев, сослуживцев, и в этом мирном состоянии духа мы только и поклоняемся Пречистой Владычице Богородице. Аминь!