Проповеди

4 июля 2010 г.

Сегодня все вы слышали, что Господь наш Иисус Христос по насыщением хлебом взошел на гору помолиться, а своих учеников отправил в сторону Геннисаретского озера и, таким образом они пребывали на корабле без учителя, но буря и ветер привели их в ужас, привели их в трепет и не имея кормчего, не имея Спасителя, не имея своего Божественного Учителя, они уже прощаются с жизнью – такова была сила стихии. Хотя те, кто был в Израиле, отлично понимают, что Генисаретское озеро по сравнению даже с нашим Финским заливом – это, по сути говоря, маленький пруд. Но страшен был шторм на этом маленьком озере. И вот Господь идёт по водам и усмиряет бурю, и даже благословляет Петра пойти к Нему навстречу по воде, и тот, утопая, демонстрирует свой страх перед природой и маловерие и недоверие к Богу.

12 июля 2010 г.

Сегодня мы чтим апостолов Петра и Павла, одних их одних из самых, наверное, главных продолжателей проповеди и дела Христова. Много было учеников у Господа: 11 ближайших апостолов, были ученики от семидесяти, и ещё жены мироносицы, и ещё много тех, кого Он исцелил, кого Он воскресил, как Лазаря - они все потрудились во благовести Христовом каждый в своём месте, каждый в своей форме, каждый в своём чине. Но эта двоица, два человека, которые не просто потрудились, но и оставили после себя огромное наследие - оно стало основанием церковного вероучения. Удивляет их непохожесть. Это совершенно два разные человека. Пётр, который от первого призвания и до последнего самого дня, вплоть до Вознесения Господа следовал за Ним - это человек очень эмоциональный, чувственный, простого труда рыбацкого, не имевший такого большого образования и интеллекта, как, допустим, Павел, другой Апостол, который мог, в принципе говоря, и не видеть Христа. Нигде Священное Писание нам не говорит, что он встречался где-либо со Христом, он, напротив, был гонителем христиан, он сторожил одежды тех, кто побивал камнями христиан, т.е. он, видимо, был ещё молодой гонитель, неопытный, не такой ярый и злобный, т.е. где-то стоял в стороне и сторожил одежды, а те, кто побивали камнями – это были его приспешники и его друзья. Но все они - и Петр, и Павел сошлись в один день, дорогие мои, ибо оба они пострадали с разницею в год, в один день – двадцать девятого июня по старому стилю или двенадцатого июля по новому стилю – ныне день празднования их памяти.

4 июля 2010 г.

Во имя Отца и Сына Святаго Духа! Сегодня возлюбленные о господе братия и сестры мы с вами слушаем достаточно ясное и понятное евангельское чтение и вместе с тем, оно очень глубокое и по своей силе назидательное для нас всех. Не только для тех, кто жил и видел это событие со Христом, но и для всех людей, и для нас с вами через две тысячи лет имеет от же значение. Сюжет достаточно прост: Господь, окружаемый людьми становится всё менее и менее доступен для человека, чтобы подойти к нему и это понятно. Когда идёт толпа и окружает Бога, окружает Господа Иисуса Христа – подойти к нему достаточно сложно, но ещё сложней подойти болящему человеку. И вот сегодня мы слышим, что люди не просто подходят, а несут кровать, несут одр, на котором лежит болящий расслабленный жилами или по-нашему говоря, парализованный человек - человек, который сам ходить не может. И вот видя веру их, Господь благословляет этого человека и говорит: «Прощаются ти, чадо, грехи твои». На что книжники и фарисеи с возмущением реагируют: «Кто имеет право прощать грехи, как не только Бог?».

27 июня 2010 г.

Во имя Отца и Сына Святаго Духа! За сегодняшним литургийным богослужением мы с вами слышим евангельское чтение о бесноватых гергесинских, где повествует нам Апостол и евангелист Матфей о том, что Господь, приблизился к ним, а мимо них не могли проходить никто – те, кто встречались на их пути, все бежали в страхе, настолько было страшно это их беснование: никто не мог их связать железными прутами, никто не мог их усмирить и вразумить, и только страх и ужас наводили они на всякого человека приближающегося. Но когда приближается Господь Бог наш Иисус Христос, то евангелист Матфей говорит, что эти бесноватые кричали совершенно другое: они не угрожали и не грозили, а напротив того, молили о том: «что пришёл мучить нас раньше времени, знаем кто Ты, Святый Боже?». И уже далее иную просьбу передавали: что «если соизволишь изгнать нас, то да войдём мы в это стадо свиное». И дальше Матфей говорит о том, что когда Господь очистил этих бесноватых, то стадо свиное бросилось с крутизны в море, а пришедшие владельцы свиней не что иное помыслили, как удалиться от Христа – уходи из наших приделов, потому что такие великие материальные потери мы несём от Твоего пребывания в нашей стране, т.е. лучше было бы иметь этих двух бесноватых, чем их очистить и потерять всё своё свиное стадо.

20 июня 2010 г.

Во имя Отца и Сына Святаго Духа! Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры благодарю за ваши благомощные молитвы, которые чаще всего мы совершем о том, что нам кажется самым необходимым: это благополучие наше, денежное довольствие, достояние наше и здоровье наше, - этому, наверное, посвящена основная часть молитв. Не случайно люди говорят – было бы здоровье, а всё остальное уже приложится, хотя в Евангелие мы такой мысли не встречаем. Мы нигде не встречаем в Священном Писании, чтобы говорилось о том, что здоровье – самое главное на свете, а остальное приложится. Вместо этого, в Евангелие мы читаем другое, что был бы мир благодатный Божий в душе человека, Царствие Божие воцарилось, а всё остальное приложится. Но это не мешает нам с вами постоянно заботится о своём физическом здоровье. И вот сегодня яркое Евангельское чтение повествует нам о том, каким же образом человек вообще должен и может устремиться к здоровью физическому и достичь его.

13 июня 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь напутствует и наставляет нас Евангельским чтением от Матфея, где Господь говорит о очах наших. Действительно, человек имеет и физическое око, и физическое зрение и духовное зрение. И где и как они соединяются и сочетаются, это во-первых, великая тайна, а с другой стороны, у каждого по-разному, потому что один человек физическими очами слеп, иногда даже от рождения человек бывает слепой, а другой человек физическими очами достаточно зорок, а духовного чутья нет и мудрости нет. В идеале у христианина должно быть и первое, и второе. И вот когда мы с вами физическими очами вокруг себя смотрим, то что мы вокруг себя воспринимаем?

6 июня 2010 г.

Сегодня мы торжественно прославляем всех святых в земле российской просиявших. Список этих святых подвижников очень пространен, при этом неизмеримо больше список тех святых, которые не указаны в святцах церковных, но достойно потрудились Богу и имена их знает только Господь. Между прочим, можно иметь уверенность, что в роду каждого из нас, здесь стоящих, обязательно были святые угодники Божии. Иначе бы мы с вами здесь, наверное, не находились. Мы не знаем их имён, мы подчас даже не знаем самого близкого своего родства, не то что дальнего. Но сегодня нам необходимо вот о чём вспомнить – о том, что наши с вами предки жили на той же земле и испытывали те же трудности, и подчас находились не только в тех же самых скорбных обстояниях, но ещё и даже больших скорбях.

30 мая 2010 г.

Ныне Святая Церковь положила вспоминать всех своих святых пред Богом просиявших и это в высшей степени торжественный день. Смысл этого события достаточно ясен и понятен, потому что благодать Духа Святаго за эти годы десятки, сотни, 2 тысячи лет произвела своё благое действие в роде человеческом. Благодатию Духа Святаго жили отцы и праотцы до пришествия в мир Спасителя, своею верою жили и «заграждали уста львом» , «побеждали целые полки чужди», но особая благодать изливалась с момента сошествия Духа Святаго на святых учеников и апостолов и все те, кто уверовал во имя Христово, трудился и исповедовал это вероучение христианское всею жизнею своей, тому же и давалась эта великая благодать. Конечно, нам надо хорошо понимать, что благодать Божия подаётся для разных целей и, главное, даётся для врачевания наших душевных немощей, благодать Божия – это не состояние увеселения, это не постоянное хорошее благое, доброе настроение; его ещё достичь нужно.

23 мая 2010 г.

В этот воскресный день православный народ собирается на богослужения в храмы для того, чтобы почтить Бога Троицу - Отца и Сына и Святаго Духа. И по мере возрастания, по мере воспитания человеческого рода Бог открывался поочередно в Своих трёх лицах.. Большую часть воспитания человеческого, истории человеческой, Бог открывался в лице Отца и казалось, что это единый Бог, Бог судия, Бог грозный, Бог наказующий, Бог прещающий всякий грех, Бог промышляющий о едином народе израильском. И этот Бог в едином лице и был познаваем Израилем в течении долгого времени. Но был обетован Спаситель израильскому роду, и по исполнении полноты времён, Господь наш Иисус Христос приходит к своим и несёт Своё служение. Даже в отпусте сейчас в последнем слове было очень подробно, поэтапно сказано как Господь Иисус Христос пришёл на землю, оставил человечеству и апостолам Своим Богоносным Богодухновенным это Святое учение как Сам Он был распят, погребен во гробе как человек и в третий день воскреснув, восшел на Небеса, оставляя апостолы и всё человечество в Духе истины.

16 мая 2010 г.

Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры, поздравляю с воскресным днем. Это особое воскресение, потому что сегодня вспоминаются святые отцы, 318 отцов I Вселенского собора, утвердивших православную веру. Вот тот Символ веры, который мы пели, он был сложен практически уже на I Вселенском соборе, потом добавлялись некоторые последние его члены, но в основном словесно изъяснили нам основы вероучения святые отцы I Вселенского собора. И соответствующее Евангельское чтение читается сегодня за литургией.