Таинства и требы

Венчание – Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2, 24), «так что они уже не двое, но дона плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Святой апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32).

Во образ союза Иисуса Христа с Церковью супруги (муж и жена) хранят взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.

Добрая христианская семейная жизнь – источник личного и общественного блага. Семья – основа Церкви Христовой.

В брак вступают не все; те, кто добровольно остается безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая является одним из величайших подвигов.

Таинство брака совершается посреди церкви перед аналоем, на котором находится Крест и Евангелие, и при этом сначала бывает обручение, а вслед за ним венчание. Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него свою небесную благодать. Как видимы знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!» В читаемом послании апостола Павла говорится о важности Таинства Брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, разделяя вместе радость и горе. Троекратное же хождение их за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.

В нашем храме святых апостолов Петра и Павла венчание назначается после собеседования жениха и невесты со священником.

Совершается таинство венчания после гражданской регистрации или в тот же день.

Ниже перечислены некоторые условия к венчанию.

Жених и невеста должны:

  • быть крещены в православной церкви.
  • иметь свободное, обоюдное желание к совершению венчания (без принуждений с одной стороны)
  • не иметь какой-либо степени кровного родства
  • не иметь болезней, препятствующих вступлению в брак
  • не крестить одного младенца в качестве восприемников (крестных)
  • в день венчания (или, в крайнем случае, накануне) приступить к святым таинствам Исповеди и Причастия на литургии, то есть исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин

Для чина венчания необходимо иметь следующее:

  • 2 обручальных кольца (золотых), которые отдаются в алтарь для возложения на святой Престол
  • 2 венчальные свечи, которые также вместе с кольцами отдаются в алтарь. Свечи могут быть особые, декорированные или простые. Но надо учитывать, что слишком вычурно декорированные венчальные свечи проливают на руки, платья, костюм и т.д. воск или парафин. Свечи остаются в доме венчающихся навсегда.
  • 2 иконы – Спасителя и Божией Матери. После венчания с этих образов начинается домашний иконостас малой Церкви семьи. Они освящаются возложением на Престол в алтаре.
  • Практически в чине венчания используется белое полотенце, как символ чистоты и непорочности, на которое встают брачующиеся. Его также приносят с собой.
  • Внешний вид должен соответствовать торжественности момента и у жениха и у невесты, причем последней лучше избежать слишком открытого платья. Нательные крестики обязательно должны быть надеты. Фата или головной убор невесты должны быть такими, чтобы венцы свободно надевались на голову и удерживались. На венчании могут присутствовать свидетели-помощники на случай неудобства или неловкости во время чина. Они должны быть сами православными и по внешнему виду соответствовать брачующимся.
  • Кино- и фотосъемка возможны, но с предварительным инструктажем операторов.

На собеседовании жениха и невесты со священником предъявляются паспорта, документы о разводе (если до этого был брак) и квитанция на государственную регистрацию.

Особое внимание необходимо уделить назначению даты государственной регистрации и венчания, так как не венчают в течении всех постов, Святок, Пасхальной недели, по субботам, вторникам и четвергам. Лучше всего венчание назначать на 12-14 часов дня.

В других храмах и приходах могут быть свои индивидуальные особенности и требования, на что каждый приход имеет полное право.

Фотоальбом с венчания алтарника нашей церкви Александра и прихожанки Светланы 16 июля 2010 г.