Публикации

В последнее время явление «гражданского брака» приобретает всё более ощутимые масштабы. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском браке», т.е. в браке, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. «Гражданский брак» стал некоей данью современной моде, это греховное по своей сути явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Кинозвезды, певцы, актеры, многие другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают то, как они живут друг с другом в неофициальных, свободных отношениях. Причем эта болезнь захватила сейчас и старых, и малых. Самое страшное: люди не осознают, что это грех, т.е. болезнь разрушающая не только душу, сознание самих участников, но учитывая масштабы – всего нашего российского общества. Это проблема безопасности всего государства.

Надо сказать, что словосочетание «гражданский брак» вошло в наш язык как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением.

«А зачем нам регистрироваться, - считают многие – если у нас и так все хорошо?» Некоторые, соглашаясь жить в таком браке, просто хотят узнать, насколько они подходят друг другу. «Если окажется, что мы не подходим друг другу, зачем тогда расписываться?» - объясняют они. При этом считается, что в данной ситуации и мужчина, и женщина находятся на равных условиях и совместно принимают данное решение. Оба настроены на серьезную связь. Здесь необходимо отметить следующую особенность женской психики: как только начинаются сексуальные отношения, женщина становится как бы зависимой от мужчины, она становится его частью, ее влечет к нему гораздо сильнее. Что происходит с мужчиной, у которого не развито чувство ответственности за другого человека? Он видит одно и то же каждый день. Для него заканчивается романтика, и наступают будни, образуется привыкание. И вот появляется чувство, что цель достигнута, и мужчине начинает такая жизнь надоедать. У него происходит притупление чувств. Тем более, если женщина не всегда демонстрирует себя в лучшем свете и раздражает его своими капризами. У женщины усиливается привязанность, а у мужчины усиливается чувство скуки, однообразия, монотонности. Женщина задается вопросом об оформлении отношений, и старается подвести своего партнера к заключению брака, которому это не нужно.

Женщина ждет, когда мужчина сделает ей предложение. Если этого не происходит, женщина начинает торопиться, старается изо всех сил незаметно подтолкнуть его к принятию этого решения. Своими действиями она призывает его оценить ее способности. «Посмотри, какая я хозяйка. Как я хорошо выгляжу! Как я вкусно готовлю!». То есть, получается, что мужчина занимает трон, а женщина доказывает ему свою состоятельность во всех аспектах. Отношение к женщине превращается в калькулирование ее достоинств и недостатков. Это уже не любовь!

Дальше она нередко начинает чувствовать, что мужчину такая ситуация вполне устраивает, и он не собирается ничего менять. А если у него возникнет желание, он уйдет к другой женщине, мотивировав свой уход тем, что его сожительница ему не подходит. Некоторые женщины в данном случае идут на совершенно неоправданный шаг. Они решаются забеременеть и родить ребенка. «Тогда он никуда не денется!» – думают они. Если у мужчины присутствует некоторое чувство ответственности, то далее может последовать «стимулированный» брак (брак, когда невеста уже беременна). Однако здесь нужно понимать, что рождение ребенка никогда не является тем фактором, который заставляет мужчину вдруг осознать свою любовь к вам. Большинство мужчин воспринимают ребенка как проблему. А тут еще наваливаются родственники и друзья, которые начинают учить и подталкивать его к браку. В сложившихся обстоятельствах мужчина чувствует себя пойманным. Его как будто обманули.

Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И редко — женой. Другими словами женщина считает себя замужней, мужчина холостым.

В основе гражданского брака всегда лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Согласно христианскому учению, брак – это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. Семья – это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы – это не только венцы царские, это и венцы мученические; общая чаша вина – это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответственность за членов своей семьи.

Если мы призываем Божие благословение на маловажные в духовном плане (например, квартиры, поездку, экзамены), то тем более помощь Божия необходима в таком важном деле, как брак. Через Таинство Венчания супруги получают благословение Церкви, Божие благословение на создание семьи. Не просто семьи (юридически оформленной), а семьи христианской, духовной, где слово верности друг другу имеет вечное значение.

В незавидном положении окажутся родители сожителей, если у них не хватит смелости и решимости отселить молодых отдельно. Принимая под свою крышу блудника или блудницу, старшему поколению придётся распрощаться с нравственными устоями и подыграть молодым в их модных, но опасных играх в семью без обязанностей и верности друг другу. Часто старшее поколение даже не предполагает в какую западню они попадут, станут заложниками своей мягкотелости и либерализма.

Ясно, что молодое поколение к священнику за советом, скорее всего, не придёт. Но старшее поколение хотелось бы видеть в храме – приходите на молитву, беседу, исповедь.

Протоиерей Михаил Петропавловский
Газета «Вести курортного района» № 18