Публикации

Слова пьянство и алкоголизм настолько прочно вошли в жизнь нашего общества, что зачастую мы даже не задумываемся, сколько боли, горя и страха стоит за этими понятием. Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем". Но это было сделано человеком впервые и по незнанию.

В наше время пьянство и алкоголизм приняли столь угрожающие формы, что их можно сравнить с вселенским бедствием. По разным оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения в России составляет от 14 до 25 литров в год. А ведь уже давно Всемирной Организацией Здравоохранения установлено, что когда этот уровень превышает 8 литров, стране угрожает опасность. С чем же это связано?

Одна из главных причин пьянства – потеря духовно-нравственных ориентиров современным человеком, духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Алкоголизм как хроническое заболевание обуславливается не столько этно-социальной средой, сколько является производной родительского греха и личной страстности натуры. Следовательно, и лечиться эта болезнь должна духовными средствами.

В настоящее время существует множество методик лечения хронического пьянства и алкоголизма. Это и так называемое кодирование (т.е. введение смыслового кода в сознание больного после предварительной психотерапии), применение психотропных средств, дезинтоксикационных растворов, препаратов, вызывающих выработку отрицательного условного рефлекса на алкоголь, использование витаминов и других общеукрепляющих средств. Все это направлено прежде всего на снятие абстинентного синдрома, а затем уже на закрепление чувства страха у больного перед употреблением алкоголя. По большому счету это лечением не является, так как не избавляет человека от пагубного пристрастия, а кроме всего прочего, далеко не всегда доминанта страха становится препятствием к употреблению спиртного. Существуют также методики групповой психотерапии, одной из которых является Общество Анонимных Алкоголиков, основанное в США. Ими выработана достаточно эффективная система борьбы с пьянством и алкоголизмом, так называемая программа 12-и шагов, т.е. попытка избавиться от недуга через осознание духовных первопричин заболевания. К сожалению, когда духовных вопросов касаются люди, далекие от христианского миропонимания, возникает некий аморфный экуменизм, который и поставил данную организацию на уровень объединения сектантского толка.

В США давно уже рекламируется "здоровый образ жизни". В результате - возник культ здоровья, настоящее идолопоклонство. Из одной крайности - бросились в другую. Ушли от вина, опьяняя себя другим.

В творениях святых отцов Православной Церкви мы встречаем множество наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходима вера, молитва, пост, смиренье, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди, частое призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, и конечно же регулярное причащение Святых Христовых Тайн.

Прежде всего больному алкоголизмом необходимо четко осознать свою зависимость от спиртного, т.е. признать, что он является алкоголиком. Это очень нелегкий шаг , но без этого шага дальнейшее лечение невозможно. Но самой важной проблемой, в особенности, в реабилитационный период, является заполнение вакуума, образующегося в душе больного после отказа от спиртного. Вот почему лишь поддержка крепкой церковной общины, забота и понимание в семье, непрестанная сердечная молитва, физический труд либо творческая деятельность во имя Господа способны вернуть душе Бога, раскрыть те ипостасные способности, которые составляют истинное содержание личности и определяют ее неповторимость.

Особое слово необходимо сказать близким алкоголиков. Близкие люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет человеческая личность, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к положительному решению проблемы, но, наоборот, её усугубляют; а нередко и они сами являются причиной очередного срыва или семейного конфликта.

Бороться нужно не с человеком, а за человека, нужно бороться с той страстью, от которой страдает и мучается его душа, с теми привычками, традициями и обрядами, которые влекут его в погибель, с тем, от чего самостоятельно, только своими силами, он избавиться не в состоянии.

Семья - это единое целое, живой организм, и подобно тому, как от телесной болезни страдает весь человек, так и от действия страсти страдает и мучается вся семья, а не отдельный ее член. Проблема, которая возникает у кого-либо из членов семьи, не является проблемой только мужа, жены или детей - это проблема всей семьи, то есть каждого её члена, и решить ее можно только совместно, общими усилиями. Поиск «виноватого» не может принести положительного результата, а только усугубляет положение страждущего, так как лишает его надежды на исправление жизни.

У родственников к страждущему имеется весьма значительное количество претензий относительно его поведения в семейной жизни, но и у страждущего к родственникам количество претензий ничуть не меньше. Неспособность самостоятельно найти выход из этого конфликта во взаимоотношениях приводит к вполне закономерным отрицательным последствиям: страдающий от неудовлетворения своих претензий теряет в душе мир и по привычке предается действию страсти; родственники, не видя изменений к лучшему, впадают в уныние и отчаяние. Выход из этой, как может показаться, безвыходной ситуации возможен через возвращение к традиционному для нашей духовной культуры укладу семейной жизни.

Физиология пьянства у всех одинакова, но духовно-нравственная обстановка в семье пьяницы у каждого разная, поэтому начните с совета священника как реагировать на пьющего члена семьи.

прот. Михаил Петропавловский
Газета«Вести Курортного района» №16 2010 г.