Паломнические поездки

19 ноября группа прихожан нашего храма во главе с протоиереем Сергием Чуркиным совершила вторую поездку в Великий Новгород, где мы продолжили знакомиться со святынями древнего города. В день памяти преподобного Варлаама Хутынского мы посетили монастырь, основанный этим святым в XII веке.  Место, где основан монастырь, древние новгородцы называли Хутынь, т.е. худое, недоброе. Многое может молитва, тем более молитва и духовные подвиги  святого.  В наши дни в это место, за помощью к святому приезжают тысячи паломников.         

Субботним пасмурным утром монастырь встретил нас  белокаменными  постройками, древним Спасо-Преображенским собором с серебристыми куполами, казалось, растворенными в сером ноябрьским небе.

Преподобный Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин - два самых почитаемых святых новгородской земли. Из XIII века дошло до нас житие прп. Варлаама. Его считали святым уже при его жизни.    Множество чудес совершалось у могилы святого: исцеление больных и даже воскрешение мертвого — Григория Тумгеня, постельничего великого князя Василия II. 

Однажды к прп. Варлааму прибыл князь Ярослав. Святой  благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году).

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по преданию, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь.

  19 ноября – день памяти святого. В этот день в монастырь съехалось так много паломников, что собор не смог вместить всех желающих и часть из них молились в притворе. По окончании Литургии отец Сергий служил молебен перед ракой с мощами преподобного, помазал всех маслом от лампады святого.  Большая честь служить молебное пение в день памяти святого у его честных мощей.

Не все паломники знали, что в монастыре покоится прах  Г.Р. Державина. В приделе у могилы поэта о. Сергий служил литию.

Следующим местом, которое мы посетили в Новгороде, стал храм Преображения Господня на Ильине поле. Памятен он тем, что в XIV веке его расписал знаменитый византийский иконописец Феофан Грек.

  Когда мы переступили порог небольшого, сильно вознесшегося ввысь храма и взглянули вверх, нас поразил взгляд Христа-Пантократора, изображенного в куполе - из его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Взирая на образ, видишь не только Спасителя, вознесшегося на Небо, но и зримо ощущаешь, что Второе Пришествие Христа неминуемо и близко.

  Необычна цветовая гамма фресок Феофана: красновато-коричневый со многими оттенками, белый, черный цвета. Краски не яркие, спокойные.

    В храме в настоящее время музей, фресок сохранилось не много, но даже небольшие фрагменты дают понять какой силы были исполнены росписи. На хорах можно видеть образы столпников, которые убивали свои плотские желания мучительным стоянием на столбе; образ преподобного Макария Египетского, прожившего отшельником в пустыне шесть десятков лет. Феофан Грек написал его глубоким седобородым старцем с длинными волосами, лик его истончен. Удивительны эти образы тем, что вокруг них и как бы из них исходит свет, божественное сияние. Считают, что Феофан Грек  воплотил в иконе учение исихазма. Слово "исихазм" происходит от греческого "ησυχια" - молчание, тишина. Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине -  путь познания Бога.

  Древнерусский писатель Епифаний Премудрый оставил интереснейшее свидетельство об иконописце: «Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту». Вдохновенные творения Феофана Грека надолго запомнятся как высокий образец настенной церковной росписи.

Напоследок мы посетили Свято-Юрьев мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень. Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Главный храм монастыря  - Георгиевский собор. В соборе велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий Шемяка. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря сейчас находится Новгородское епархиальное духовное училище.

Как и любой другой монастырь – это место молитвенных подвигов. Так  Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочь графа Алексея Орлова,  более двадцати пяти лет  почти постоянно жила возле Юрьевской обители, замаливая грехи своего отца и братьев (они были фактическими убийцами императора Петра Третьего, стояли во главе заговора, в результате которого он был свергнут с трона и убит). Она носила вериги, строго соблюдала посты и каждый день читала акафист преподобной Варваре, молясь о благочестивой кончине. Огромные суммы своего немалого состояния  жертвовала на нужды монастырей.

Духовным отцом Анна Алексеевны был архимандрит Фотий, настоятель Юрьева монастыря, известный строгой аскетической жизнью. Во время Великого поста он совсем не вкушал пищи. Его имя почти полтора столетия предавали поношению. Но деяния его и его подвижническая жизнь не забыты.  Горстка патриотов, душой которых являлся архимандрит Фотий, сумела убедить Императора Александра Павловича повсеместно закрыть в России масонские ложи и это в значительной мере сократило масштабы заговора декабристов и предотвратило возможную беду с катастрофическими последствиями. За это люто ненавидела Фотия либеральная интеллигенция.

Древняя Новгородская земля наполнена множеством  святых мест – монастырей, храмов. Только до настоящего времени в Новгороде и окрестностях сохранилось 24 монастыря. Они пережили суровые испытания ХХ века и восстанавливаются в наши дни. Древние летописи этих обителей, отражающие подвиги святости, молитвенного подвига продолжают заполняться и  будут писаться дальше.

Подводя итог нашего паломничества отец Сергий сказал, что для нас важна не только новгородская история, не только великие события, которые совершались на ее земле, а важно то, что они не ушли в прошлое, а живы сейчас благодаря Православию.  Мы чтим не память святых русской земли:   Александра  Невского, Антония Римлянина, Варлаама Хутынского,  а обращаемся к ним как ЖИВЫМ, как молитвеннкам за нас перед Богом. Мир вокруг нас изменился с тех давних пор и продолжает стремительно меняться. Но Церковь, вера Православная остаются незыблемыми.